A15C9T5, Республика Казахстан, г. Алматы, мкр-н Коктем-3, д. 21.

Темный режим

Перейти в режим для слабовидящих

Обратная связь

Работа по вопросам противодействия коррупции

Для сбора предложений и замечаний приглашаем принять участие в обсуждении проекта «Антикоррупционного стандарта РГП «КЦМР НБ РК».  Замечания и предложения просим направлять на адрес info@kisc.kz с указанием темы письма «Антикоррупционный стандарт»

Антикоррупционный стандарт РГП «КЦМР НБ РК»  

31.10.2017 Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность отдела платежных карточек РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее - подразделение). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой на основании приказа генерального директора РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее - КЦМР) от 04 сентября 2017 года № 123/1-П.

1.Выявление коррупционных рисков в нормативных правовых актах, затрагивающих деятельность подразделения. Подразделение осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О государственном имуществе», «О платежах и платежных системах», Указом Президента Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1271 «Об утверждении Положения и структуры Национального Банка Республики Казахстан». Рабочей группой были изучены нормативные правовые акты, затрагивающие деятельность подразделения. По результатам анализа дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

2.Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности подразделения. В организационно-управленческой деятельности подразделения внутреннему анализу были подвергнуты следующее направления:

1) управление персоналом, в том числе сменяемость кадров: Штатная численность на начало проведения анализа составила 4 человека. На окончание проведения анализа – 4 человека. За исследуемый период сменяемость кадров не установлена;

2) урегулирования конфликта интересов: конфликтов интересов не выявлено;

3) оказания государственных услуг: подразделение не оказывает государственные услуги;

4) реализации разрешительных функций: в подразделении разрешительные функции отсутствуют;

5) реализации контрольных функций: в подразделении контрольные функции отсутствуют.

Проверки в отношении деятельности подразделения государственными органами не проводились.

Проведен мониторинг средств массовой информации на предмет выявления негативных материалов в отношении подразделения. За исследуемый период негативных материалов не выявлено.

Обращений в адрес подразделения от физических и юридических лиц не поступало.

Актов прокурорского надзора не поступало.

Судебных актов не поступало.

На основании вышеизложенного сообщаем, что по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности подразделения коррупционных рисков не выявлено.

I. Вводная часть Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность отдела удостоверяющего центра РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УЦ) по предоставлению услуг удостоверяющего центра. Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – КЦМР) от 19 июня 2018 года № 48-П.

Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2018 г.

II. Информационно-аналитическая часть Внутренний анализ коррупционных рисков осуществляется рабочей группой по следующим направлениям:

1) выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УЦ;

2) выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности УЦ (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, реализация разрешительных и контрольных функций, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности УЦ).

В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались:

1) нормативные документы, затрагивающие деятельность отдела УЦ;

2) результаты проверок, ранее проведенных государственными органами в отношении УЦ;

3) публикации в средствах массовой информации;

4) обращения физических и юридических лиц;

5) результаты анкетирования клиентов;

6) иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан.

УЦ осуществляет свою деятельность по удостоверению соответствия открытого ключа электронной цифровой подписи закрытому ключу электронной цифровой подписи, а также по подтверждению достоверности регистрационного свидетельства в соответствии с Уставом КЦМР.

Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности УЦ не осуществляет.

Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем прямого независимого подчинения УЦ заместителю генерального директора КЦМР.

Штатная численность УЦ на начало 2018 г. – 6 человек, текущее количество – 6 человек. Один из работников УЦ был переведен в другое управление, уволенных сотрудников нет. Начальник и работники УЦ родственников в структуре Национального Банка не имеют.

По результатам анализа коррупционных рисков в документах, затрагивающих деятельность УЦ дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

В 2018 г. проводилось обследование УЦ комиссией по аккредитации удостоверяющих центров Комитета телекоммуникаций Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан, в рамках которого были проанализированы основные задачи и функции УЦ, технико-эксплуатационные характеристики решения, обеспечение информационного процесса, обеспечение информационной безопасности.

Результатом обследования явилось заключение о соответствии техническим требованиям, достаточности для организации на рынке услуг УЦ и выдача свидетельства об аккредитации удостоверяющего центра №3 от 23.04.2018 г. Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало. Негативных отзывов и публикаций о деятельности в УЦ в средствах массовой информации не выявлено.

В 2018 г. было зарегистрировано обращение физического лица, которое носило характер претензий к деятельности УЦ. По факту данного обращения проведено внутреннее расследование, физическому лицу предоставлен ответ с разъяснениями, касательно способа взаимодействия УЦ, банков второго уровня и клиентов банков второго уровня.

По результатам анкетирования клиентов КЦМР, проведенного в целях определения уровня удовлетворенности качеством услуг КЦМР, установлена потребность клиентов в повышении уровня качества, прозрачности оказываемых услуг УЦ и уровня обратной связи, по таким направлениям как:

1) повышение скорости обработки и нормализация работоспособности предоставляемых УЦ сервисов;

2) своевременное оповещение клиентов о перерывах в работе (о запланированных работах и сбоях в работе);

3) повышение уровня обратной связи качества и сроков ответов, обеспечение автоматической регистрации поступающих обращений;

4) обучение, повышение уровня осведомленности клиентов по работе с системами КЦМР.

В рамках проведения анализа закупочной деятельности подтверждена правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг, в т.ч. обоснование способа проведения закупок и наличие документов, подтверждающих выбор способа закупок; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг.

Нарушения в закупках в период 2017-2018 гг. проведенных, для осуществления отделом УЦ своей деятельности не допускались.

По итогам инвентаризации 2018 г. в отделе УЦ недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.

III. Рекомендации Продолжить исполнение мероприятий, направленных на повышение уровня, прозрачности услуг, оказываемых УЦ, и уровня обратной связи с пользователями:

1) Внедрить новое прикладное ПО УЦ «CERTEX CMS»;

2) Принять участие во внедрении программного решения для системы ServiceDesk;

3) Обеспечить проведение обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня осведомленности клиентов.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2019 г.

 

I. Вводная часть

 Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность управления операционно-технического обеспечения РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УОТО). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – КЦМР) от 12 июля 2019 года № 43-П. Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2019 г.  

II. Информационно-аналитическая часть 

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям: выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность УОТО; выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности УОТО (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, реализация разрешительных и контрольных функций, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности УОТО). В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались: нормативные документы, затрагивающие деятельность УОТО; результаты проверок, ранее проведенных государственными органами; публикации в средствах массовой информации; обращения физических и юридических лиц; результаты анкетирования клиентов; иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Уставом КЦМР и Положением об УОТО основными задачами УОТО являются: организация и выполнение мероприятий по операционному сопровождению платежных и других систем; организация мероприятий по повышению технической и операционной надежности платежных и других систем; обеспечение работоспособности программно-технического комплекса платежных и других информационных систем, систем телекоммуникаций и связи, сетевого и коммуникационного оборудования; обеспечение работоспособности кондиционеров, офисных АТС, систем бесперебойного электрического питания; обеспечение бесперебойной работы технического оборудования работников КЦМР; приобретение и ввод в эксплуатацию нового оборудования и технических средств; информационная поддержка пользователей платежных и других систем; обеспечение обратной связи с потребителями. Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности УОТО не осуществляет. Урегулирование конфликта интересов осуществляется путем прямого независимого подчинения УОТО заместителю генерального директора КЦМР.   Штатная численность УОТО на начало 2019 г. – 17 человек, текущее количество – 16 человек. Два работника были переведены из УОТО в другие подразделения КЦМР, один работник был переведен в УОТО из другого подразделения КЦМР по собственному желанию, уволенных работников нет. Работники УОТО имеют родственников в структуре Национального Банка Республики Казахстан, но при этом не находятся у них в прямом подчинении. Фактов аффилированности при осуществлении закупок не установлено.   По результатам анализа коррупционных рисков в документах, затрагивающих деятельность УОТО дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.   В 2019 г. департаментом платежных систем НБ РК был проведен осмотр (проверка) организации и функционирования платежных систем (далее – проверка): Межбанковская система переводов денег (далее – МСПД) и Система межбанковского клиринга (далее – СМК), в ходе которого были рассмотрены следующие вопросы: анализ технической документации, порядок функционирования МСПД, порядок функционирования СМК, анализ получаемых от операционного центра сведений по платежам и(или) переводам денег. По результатам проверки по основным вопросам организации и обеспечения функционирования МСПД и СМК несоответствий требованиям законодательства Республики Казахстан о платежах и платежных системах выявлено не было. Вместе с тем были выданы рекомендации, направленные на доработку платежных систем в части расширения контроля при разборе платежных сообщений, унификации признаков платежного инструмента, а также проведения актуализации внутренних нормативных документов по вопросам непрерывности деятельности.   Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.   Негативных отзывов и публикаций о деятельности УОТО в средствах массовой информации не выявлено.   Деловые отношения с клиентами и управление их удовлетворенностью осуществляется в рамках проведения встреч, анкетирования клиентов, организации обратной связи, анализа жалоб и обращений клиентов, планирования улучшений. По результатам проведенного в 2019 г. анкетирования была выявлена потребность клиентов по таким направлениям, как: своевременное оповещение клиентов о плановых работах, перерывах и задержках в работе; устранение ошибок, доработка систем; повышение уровня обратной связи; снижение тарифов по ряду услуг КЦМР. Сводная таблица по результатам анкетирования размещена на интернет-ресурсе КЦМР. По итогам анализа результатов анкетирования начальниками заинтересованных подразделений КЦМР на рассмотрение руководства КЦМР были представлены комментарии и предложения (служебная записка №4601-33-06/194 от 28.03.2013 г.). Результаты анкетирования обсуждались с клиентами за круглым столом на ежегодной встрече, проведенной КЦМР 24 октября 2019 г.   Закупки КЦМР осуществляются в соответствии Правилами приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами, утверждеными постановлением Правления НБРК от 27 августа 2018 года №192 (далее –Правила). Доля закупок УОТО в утвержденной сумме плана закупок в 2019 г. составляет 40,5% от общего объема закупок КЦМР. Исполнение плана закупок по УОТО на текущий момент – 87,6 %. В целях добросовестной конкуренции и оптимального и эффективного расходования денег, закупки УОТО проведены конкурентными способами в соответствии с требованиями Правил способом тендера и запроса ценовых предложений, по итогам проведения которых в плане закупок сложилась экономия. В рамках проведения анализа закупочной деятельности подтверждена правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг, в т.ч. обоснование способа проведения закупок и наличие документов, подтверждающих выбор способа закупок; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг.   По результатам мониторинга закупок товаров, работ и услуг по плану закупок 2019 года нарушений в закупках УОТО не допускалось, жалоб от потенциальных поставщиков на проведение процедур закупок не поступало.   В процессе проведения процедур тендера по закупкам услуг технического обслуживания сетевого оборудования в апреле 2019 г. поступило официально зарегистрированное обращение юридического лица ТОО «NEWTECH DISTRIBUTION» (исх. №105 от 22.04.2019 г.) с предложением о внесении корректировок в техническую спецификацию. По указанному обращению со стороны КЦМР в установленные сроки был предоставлен обоснованный и мотивированный ответ, содержащий разъяснения по существу обращения (исх. №4601-27-01/346 от 26.03.2019 г., №4601-23-05/481 от 24.04.2019 г.).   По итогам инвентаризации 2019 г. в УОТО недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.  

III. Рекомендации

Продолжить исполнение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности КЦМР, повышение уровня качества, прозрачности оказываемых услуг. Разработать в КЦМР процесс управления отношениями с клиентами для повышения уровня обратной связи с ними по возникающим вопросам и предложениям, продолжить практику обсуждения имеющихся проблем на ежегодных встречах с клиентами, организуемых КЦМР. В целях проведения расширенного анализа сложившихся на рынке цен на оборудование и программное обеспечение для платежных и других систем КЦМР при планировании бюджета запрашивать ценовые предложения у трех и более потенциальных поставщиков, в состав которых должен входить победитель проведенной ранее аналогичной (однородной) закупки.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2020 г.

 

I. Вводная часть

  Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: деятельность сектора закупок РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – УОТО). Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – КЦМР) от 15 июля 2019 года № 62-П. Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2020 г.  

II. Информационно-аналитическая часть 

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям: выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность СЗ; выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности СЗ (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, оказание услуг, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности СЗ). В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались: нормативные документы, затрагивающие деятельность СЗ; результаты проведенных ранее проверок; обращения физических и юридических лиц; иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан. В соответствии с Положением о финансовом отделе[1] СЗ входит в организационно-штатную структуру финансового отдела (далее – ФО),  основными задачами СЗ является: соблюдение законодательства Республики Казахстан (далее – РК) и правовых актов Национального Банка Республики Казахстан (далее – НБ РК) по осуществлению процедур закупок; составление и контроль осуществления плана закупок в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности СЗ не осуществляет. Заведующий СЗ находится в непосредственном подчинении у начальника ФО; начальник ФО в свою очередь подчиняется заместителю генерального директора КЦМР. При этом должностных обязанностей заведующего СЗ, на исполнение которых влияет или может повлиять личная заинтересованность, а также обстоятельств, являющихся основанием для возникновения конфликта интересов, не выявлено. 

Штатная численность СЗ на начало 2020 г. – 3 работника, фактическая численность – 3 работника.  На время нахождения в отпуске по уходу за ребенком одного из работников, принят на работу другой работник, уволенных работников нет. Работники СЗ не имеют родственников в структуре Национального Банка Республики Казахстан. Фактов аффилированности при осуществлении закупок не установлено. Материально-ответственные лица в СЗ отсутствуют.   Бизнес-планирование в КЦМР осуществляется в соответствии с Правилами по бизнес-планированию деятельности республиканских государственных предприятий НБ РК, утвержденными постановлением Совета директоров НБ РК от 03.06.2016 г. №114. Бизнес-план утверждается Советом директоров НБ РК. Во избежание планирования завышенных сумм планирование расходов осуществляется на основе анализа потребности в товарах, работах и услугах, результатов закупок предыдущих лет, имеющихся в наличии запасов, а также анализа цен на товары, работы и услуги, сложившихся на рынке.   При осуществлении закупочной деятельности КЦМР руководствуется следующими внутренними нормативными документами и нормативными правовыми актами НБ РК: Правилами приобретения товаров, работ и услуг Национальным Банком Республики Казахстан, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат Национальному Банку Республики Казахстан или находятся в его доверительном управлении, и аффилированными с ними юридическими лицам, утвержденными Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 192 (далее – Правила НБ РК); Правилами осуществления закупок, утвержденными приказом РГП «КЦМР НБ РК» №93-П от 05.12.2018 г., определяющими внутренний порядок реализации процесса закупок (далее – Правила КЦМР).; Правилами заключения, хранения и контроля исполнения договоров, утвержденные приказом РГП «КЦМР НБ РК» № 63-П от 20.09.2016 г. Правовое сопровождение процесса закупок осуществляется главным юрисконсультом КЦМР. По результатам анализа коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность СЗ, дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено. Вместе с тем имеются пробелы нормативного правового регулирования порядка проведения закупок в случае, когда закупка не является предметом закупок по Правилам НБ РК и проводится без проведения процедур выбора потенциального поставщика.   В 2017 г. департаментом внутреннего аудита НБ РК (далее – ДВА НБ РК) в КЦМР была проведена аудиторская проверка, в том числе по закупочной деятельности. По результатам проверки ДВА НБ РК были выявлены нарушения и проблемы, даны рекомендации по их устранению и предупреждению, в том числе рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы закупочной деятельности. Согласно данным рекомендациям в нормативные документы КЦМР были внесены соответствующие изменения, проведен внутренний анализ коррупционных рисков. В 2018 г. в НБ РК были утверждены новые правила, определяющие порядок приобретения товаров, работ и услуг в НБ РК. В новой редакции Правил НБ РК были введены нормы и процедуры, способствующие снижению коррупционных рисков в закупочной деятельности.   Одним из ключевых направлений в сфере противодействия коррупции является цифровизация квазигосударственного сектора с целью повышения уровня подконтрольности и прозрачности. В 2020 г. в НБ РК был осуществлен переход на использование Портала закупок  для осуществления НБ РК и его организациями электронных закупок, что позволяет повысить уровень подконтрольности и прозрачности процесса закупок. Также в КЦМР проводятся работы по внедрению автоматизированной системы управления бизнес-процессами, включая процессы бюджетного планирования и проведения закупок,  управления договорами и другие.   По результатам анализа закупок товаров, работ и услуг установлено следующее. По состоянию на 1 декабря 2020 г. в КЦМР проведено 229 закупок. Исполнение плана закупок составляет 71,25%. Также, в соответствии со сметой расходов КЦМР на 2020 год заключены 40 договоров в рамках гражданского законодательства в соответствие с пунктом 1 Правил закупок НБ РК на которые не распространяются требования Правил закупок НБРК по выбору поставщика. Общая сумма по закупкам и заключенным договорам составляет 1 067 291,20 тыс. тенге. В рамках анализа коррупционных рисков была проведена выборочная проверка закупок. По выбранным к проверке закупкам проверены/проанализированы: правильность организации процесса осуществления закупок товаров, работ и услуг; соответствие проведенных закупок утвержденному плану закупок товаров работ и услуг; обоснованность решения о выборе способов осуществления закупок товаров, работ и услуг; отсутствие завышения запланированной стоимости; соответствие потенциального поставщика предъявляемым квалификационным требованиям; выбор поставщика и заключение договора о закупках. По итогам проведенной проверки нарушений в закупках не выявлено.   Вместе с тем в текущем году в КЦМР поступило три жалобы, связанных с процессом закупок. После заключения Договора о закупках услуг подписки OVS способом тендера, проведенного 24 августа 2020 года (далее – Договор) в КЦМР от ТОО «Forward L» поступила первая жалоба исх. №  745/5 от 08.10.2020 г. по поводу невозможности исполнения  Договора в связи с некорректным определением технической спецификации в условиях тендера. Специально созданная в КЦМР комиссия для проведения проверки по жалобе пришла к следующему заключению: в связи с различиями в определении государственной организации по законодательству РК и определении категорий и критериев государственных организаций для участия в программах корпоративного лицензирования Microsoft КЦМР был некорректно отнесен к организации соответствующей соответствующие специальному корпоративному предложению Microsoft для государственных организаций, т.к. фактически не соответствует категориям и критериям для  участия в данной программе лицензирования, что привело к невозможности исполнения ТОО «Forward L» Договора. Таким образом решением генерального директора данная закупка признана не соответствующей Правилам НБ РК и была отменена. По результатам рассмотрения жалобы в ТОО «Forward L» был предоставлен ответ (исх.№4301-27-08/860 от 26.10.2020 г.) о частичном удовлетворении жалобы  в части признания КЦМР некорректного определения условий тендера и отклонения требований со стороны КЦМР по исполнению договора, а также обоснованными разъяснениями касательно невозможности изменений условий Договора и заключения дополнительного соглашения на условиях, изложенных в жалобе. Вторая жалоба поступила через Портал закупок от потенциального поставщика по закупке оперативной памяти ТОО «UK Company» 27.10.2020 г. касательно необоснованного отклонения заявки. По результатам рассмотрения жалобы ТОО «UK Company» был предоставлен ответ (исх.№4301-23-06/884 от 29.10.2020 г.), содержащий разъяснения касательно оснований отклонения заявки потенциального поставщика в связи с несоответствием ценового предложения требованиям технической спецификации. Третья жалоба поступила через Портал закупок от потенциального поставщика ТОО «Аврора Сервис» по закупкам кондиционеров с сопутствующими услугами касательно внесения изменений в проект договора о закупках и необоснованного отклонения  технической спецификации. По результатам рассмотрения жалобы ТОО «Аврора Сервис» был предоставлен ответ (исх. №43-01-23-05/962 от 23.11.2020 г.), содержащий разъяснения касательно оснований отклонения заявки в связи с несоответствием ценового предложения технической спецификации и невозможности внесения изменений в проект договора. Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.  

III. Рекомендации

В целях развития системы менеджмента противодействия коррупции внедрить в КЦМР структуру комлаенс-контроля в соответствии с антикоррупционным законодательством Республики Казахстан. Дополнить Правила закупок КЦМР пунктами, определяющими порядок проведения закупок, не являющихся предметом закупок по Правилам НБ РК в случае отсутствия необходимости выбора потенциального поставщика.

Аналитическая справка по результатам внутреннего анализа коррупционных рисков 2021 г.

 

I. Вводная часть

 

Объект внутреннего анализа коррупционных рисков: отдела по работе с персоналом и документационного обеспечения РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – ОРПДО).

Внутренний анализ коррупционных рисков проведен согласно Типовым правилам проведения внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденным приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции от 19 октября 2016 года №12, рабочей группой по проведению внутреннего анализа коррупционных рисков (далее – рабочая группа) на основании приказа генерального директора РГП «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального Банка Республики Казахстан» (далее – КЦМР) от 28 мая 2021 года № 40/1-П.

Период проведения анализа коррупционных рисков: 4 квартал 2021 г.

 

II. Информационно-аналитическая часть

 

Внутренний анализ коррупционных рисков осуществлялся рабочей группой по следующим направлениям:

выявление коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность ОРПДО;

выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности ОРПДО (управление персоналом, урегулирование конфликта интересов, организация и проведение закупок, иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности ОРПДО).

В качестве источников информации для проведения внутреннего анализа коррупционных использовались:

нормативные документы, затрагивающие деятельность ОРПДО;

результаты проведенных ранее проверок;

обращения физических и юридических лиц;

иные сведения, предоставление которых допускается законодательством Республики Казахстан (далее – РК).

Исследуемый период – с начала 2021 г. по дату предоставления настоящей аналитической справки.

В соответствии с Положением об ОРПДО[1] ОРПДО подчиняется непосредственно генеральному директору, штатная численность отдела утверждается генеральным директором КЦМР в порядке, установленном Уставом КЦМР и состоит из: начальника отдела, главного специалиста, главного документоведа,  главного переводчика, ведущего переводчика, ведущего делопроизводителя.

Основными задачами ОРПДО являются:

обеспечение выполнения норм трудового кодекса РК в процессе управления персоналом для обеспечения эффективной деятельности КЦМР;

организация, координация, контроль и реализация в КЦМР мероприятий по обеспечению единого порядка документирования, а также документационное и информационное обеспечение деятельности руководства в соответствии с требованиями действующего законодательства и международного стандарта ISO 9001:2015[2];

комплектование, обеспечение сохранности, учет и использование архивного фонда документов, созданных в результате деятельности КЦМР, организация и функционирование деятельности ведомственного архива КЦМР;

обеспечение выполнения КЦМР требований Закона РК «О языках в Республике Казахстан»;

Разрешительных и контрольных функций в своей деятельности ОРПДО не осуществляет.

 

Штатная численность ОРПДО – 6 работников, фактическая численность – 6 работников, в исследуемый период уволенных и переведенных работников нет. В распоряжении ОРПДО имеются печати и штампы ответственными за хранение и использование которых являются работники отдела.

 

В соответствии с политикой управления конфликтами интересов в 2021 г. было проведено ежегодное плановое раскрытие интересов путем проведения анкетирования по опроснику, составленному комплаенс-службой. По результатам рассмотрения заполненных анкетных опросников наличие конфликта интересов у руководителей, работников ОРПДО и работников КЦМР в целом не выявлено.

 

Штатная численность КЦМР по состоянию на 01.12.2021г. составляет 102 единиц, фактическая численность – 100 единиц

В исследуемый период случаев привлечения работников к дисциплинарной ответственности не было; жалоб работников по вопросам приема, перемещения и увольнения, а также нарушения трудового законодательства не поступало; несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью не было.

За период с 2019г. по дату предоставления настоящей аналитической справки уволилось 20 работников КЦМР. Основная часть уволенных работников – ИТ-специалисты (16 работников или 80% от уволенных за указанный период).

В 2021 г. департаментом внутреннего аудита НБ РК (далее – ДВА) в КЦМР была проведена аудиторская проверка, которая среди прочего включала в себя анализ эффективности кадровой политики, в том числе анализ причин увольнения.

Основной причиной увольнения работников КЦМР, согласно данным анкет, заполняемых работниками при увольнении, является неудовлетворенность работников уровнем заработной платы и получение более выгодных предложений от других организаций.

В 2021 г. КЦМР был инициирован вопрос повышения уровня оплаты труда работникам КЦМР, в соответствии с постановлением  Совета Директоров НБ РК,  внесены изменения в бизнес-план на 2021 год, в части увеличения фонда оплаты труда КЦМР. В соответствии с приказом генерального директора были пересмотрены индивидуальные оклады работников производственного персонала.

В соответствии с планом обработки рисков 2020 г. до конца 2021 г. запланировано проведение мониторинга лояльности персонала КЦМР.

В целях заблаговременного обнаружения возможных рисков оттока значимых специалистов и потенциальных причин увольнения работников рекомендуется проводить подобные мероприятия регулярно, а также предотвращать текучесть кадров путем применения инструментов материальной мотивации.

Также в рамках деятельности по комплаенс-контролю в 2021 г. в КЦМР была внедрена практика проведения опроса при увольнении работников на предмет наличия негативных взаимоотношений в коллективе (с руководством) для установления истинных мотивов увольнения. Случаев увольнения по причине негативных взаимоотношений в коллективе (с руководством) в 2021 г. не выявлено.

 

В функции ОРПДО входит организация учета поступающих и исходящих документов и обращений физических и юридических лиц, их направление исполнителям, осуществление контроля за сроками по исполнению обращений.

В 2020 г. был принят Административный процедурно-процессуальный кодекс РК (далее – АППК) – правовой акт, нацеленный на внедрение и применение эффективных механизмов защиты прав физических и юридических лиц, а также гарантирование участия граждан в процессе принятия решений органами власти. Закона РК «О порядке рассмотрения  обращений физических и юридических лиц» был отменен.

В связи с указанными изменениями в законодательстве РК в должностные обязанности главного документоведа, обеспечивающего делопроизводство по обращениям физических и юридических лиц, были внесены соответствующие изменения.

В исследуемый период в КЦМР поступило 7 обращений и запросов на предоставление информации. Обращения и запросы были зарегистрированы, рассмотрены, по ним был предоставлены мотивированные ответы. Вместе с тем до перехода на использования системы «Е-Өтініш» в ходе рассмотрения отдельных обращений допускались отклонения от предписанной АППК процедуры.

В настоящее время КЦМР подключен к информационной системе «Е-Өтініш», предназначенной для учета, регистрации и рассмотрения обращений физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном АППК, что позволяет повысить уровень прозрачности и подконтрольности процесса рассмотрения обращений.

Вместе с тем в КЦМР отсутствует внутренний нормативный документ, определяющий порядок, ответственность и обязанности руководства, работников КЦМР по организации и проведению административных процедур и работе с системой «Е-Өтініш», что затрудняет процесс рассмотрения обращений.

 

Закупки КЦМР осуществляются в соответствии Правилами приобретения товаров, работ и услуг НБ РК, его ведомствами, организациями, входящими в его структуру, и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат НБ РК или находятся в его доверительном управлении, и аффилиированными с ними юридическими лицами, утверждеными постановлением Правления НБ РК от 27 августа 2018 года №192 (далее –Правила №192).

Общий объем закупок плана закупок КЦМР за 2021 год: 1 835 791 293,52 тенге. Доля закупок ОРПДО в утвержденной сумме плана составляет 22 090 679,08 тенге, что соответствует 1,2% от объема всех закупок КЦМР.

Фактическая сумма исполнения плана на 1 декабря 2021 года: 16 102 101,00 тенге. Исполнение плана закупок по ОРПДО – 72,89 % от объема закупок ОРПДО. В настоящее время проводятся несколько процедур закупок по закупкам ОРПДО запланированным на 4 квартал 2021 года.

В 2021 году запланировано: способом тендера – 1 закупка; способом запроса ценовых предложений – 6 закупок; способом прямого заключения договора – 5 закупок.

В течение года были внесены изменения и дополнения в план закупок ТРУ в части: изменение способа закупок – 1 корректировка; изменения в наименовании закупок – 0 корректировок; изменения выделенной суммы закупок – 0 корректировок; добавлена новая статья за счет сложившейся экономии по итогам проведенной закупки, либо перераспределение затрат – 3 корректировки.

В рамках аудита соответствия процедур закупок товаров, работ и услуг требованиям, установленных нормативными правовыми актами НБ РК ДВА по закупкам ОРПДО был выявлен единичный случай некорректного составления технической спецификации при закупке обучающего семинара в связи с неверным трактованием норм Правил №192.

В исследуемом периоде жалоб от потенциальных поставщиков на проведение процедуры закупок не поступало.

 

По итогам инвентаризации 2021 г. в ОРПДО недостачи основных средств и нематериальных активов, а также расхождений фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета не выявлено.

Актов прокурорского надзора и судебных актов не поступало.

 

Негативных отзывов и публикаций о деятельности ОРПДО и КЦМР в целом в средствах массовой информации не выявлено.

 

По результатам анализа коррупционных рисков в нормативных документах, затрагивающих деятельность ОРПДО, дискреционных полномочий и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений, не выявлено.

Вместе с тем в связи с изменениями во внутренней и внешней среде (в том числе изменениях в законодательстве РК) требуют пересмотра и актуализации следующие внутренние нормативные документы ОРПДО:

Положение об ОРПДО в части обновления перечня нормативных правовых актов;

нормативные документы и отчетность системы менеджмента качества ISO 9001:2015 (далее – СМК).

III. Рекомендации

 

В целях заблаговременного обнаружения возможных рисков оттока значимых специалистов и потенциальных причин увольнения работников рекомендуется проводить мониторинг лояльности работников на регулярной основе (не реже одного раза в год), а также предотвращать текучесть кадров путем применения инструментов материальной мотивации.

Разработать внутренний нормативный документ, определяющий порядок, ответственность и обязанности руководства, работников КЦМР по организации и проведению административных процедур и работе с системой «Е-Өтініш».

Обеспечить пересмотр внутренних нормативных документов ОРПДО, требующих актуализации в связи с изменениями во внутренней и внешней среде (в том числе изменениями в законодательстве РК).

Разработать меры по недопущению нарушений Правил №192 и Правил проведения закупок КЦМР при составлении технической спецификации по закупкам обучающих семинаров/презентаций.



[1] Положение об отделе по работе с персоналом и документационного обеспечения, утвержденное Приказом РГП КЦМР НБ РК от 01.11.2017 г. №147-П

[2] Международный стандарт ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества

Информация о принятых (принимаемых) мерах по устранению коррупционных рисков согласно рекомендациями по результатам проведения антикоррупционного мониторинга и внутреннего анализа коррупционных рисков 

Принятые меры

Полученный или ожидаемый эффект

Разработан антикоррупционный стандарт КЦМР

Предупреждение коррупции

В нормативных документах КЦМР определены процедуры и обязанности работников КЦМР по учету обращений физических и юридических лиц

Улучшение уровня обратной связи

В целях проведения расширенного анализа сложившихся на рынке цен на оборудование и программное обеспечение для платежных и других систем КЦМР при планировании бюджета запрашивались ценовые предложения у трех и более потенциальных поставщиков, в состав которых должен входить победитель проведенной ранее аналогичной (однородной) закупки

Предотвращение завышенного планирования бюджета

Разработан процесс управления отношениями с клиентами, обеспечено исполнение мероприятий, направленных на совершенствование деятельности КЦМР, повышение уровня качества, прозрачности оказываемых услуг

Улучшение уровня обратной связи, повышение качества и прозрачности услуг, предоставляемых КЦМР

Обеспечено внедрение программного решения для системы Service Desk в рамках внедрения автоматизированной системы управления бизнес-процессами

Повышение уровня автоматизации, прозрачности бизнес-процессов, улучшение обратной связи

Обеспечено внедрение обновленного программного обеспечения удостоверяющего центра КЦМР CERTEX CMS

Повышение качества услуг, предоставляемых КЦМР

Обеспечено содействие НБ РК в реализации инновационных проектов

Повышение качества услуг, предоставляемых КЦМР

  Запланированное мероприятие по проведению обучающих мероприятий отделом УЦ в целях повышения уровня осведомленности клиентов не выполнено в связи с вводом карантинных ограничений.